Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.75.52.018
УДК: 67.155.9
ББК: 88.26
Н. О. Леоненко ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Дмитриева ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. И. Осташева ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. С. Давиденко ORCID
Адъюнкт факультета подготовки кадров высшей квалификации, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТРЕНИНГ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение.Представленная статья посвящена обоснованию тренинга жизнестойкости как эффективного средства психологической подготовки курсантов вузов ГПС МЧС России к ведению боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в их будущей профессиональной деятельности. Актуальность темы авторы определяют существующим разрывом между предъявляемыми к личности требованиями профессиональной деятельности и отсутствием в образовательных программах подготовки специалистов в области пожарной безопасности обоснованных практик формирования требуемых компетенций. Жизнестойкость рассмотрена авторами как ключевая способность личности, обеспечивающая в экстремальных условиях деятельности уровень работоспособности и психического функционирования, оптимальных для принятия решений, полноценной реализации знаний и опыта.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам психологии и психофизиологии деятельности в экстремальных условиях, а также нормативных и статистических документов; операционализация концепта жизнестойкости через эмпирические характеристики и соответствующий методический аппарат; моделирование тренинга.

Результаты. Тренинг жизнестойкости курсантов обоснован как эффективное средство психологической подготовки курсантов к решению боевых задач в экстремальных условиях профессиональной деятельности. Жизнестойкость операционализирована, предложен методический инструментарий для её исследования. Представлена концептуальная модель тренинга, описаны его цели, методы, приемы.

Обсуждение. Исходной основой разработки тренинга жизнестойкости для курсантов является выявленное несоответствие между требованиями к характеристикам личности и средствами их формиро-

 

вания в основных и дополнительных образовательных программах подготовки специалистов в области пожарной безопасности. Несмотря на достаточно высокий уровень предметной подготовки в области экстремальной психологии, в учебных условиях, приближенных и предшествующих реальным боевым действиям, курсанты испытывают сильнейший стресс, не позволяющий использовать полученные знания. Тренинг представляет собой эффективное средство восполнения выявленного разрыва между профессиональными требованиями и образовательной программой за счет создания условий для расширения понимания своего взаимодействия с миром на когнитивном уровне, рефлексивной работы по поиску смысла и жизненных ценностей, деятельностного освоения жизнестойких практик. Ожидается, что освоенные смыслы, знания, практики будут интериоризированы в виде жизнестойких установок, которые, в свою очередь, будут экстериоризированы как действия по сохранению физического, психического и социального здоровья в различных, в том числе экстремальных условиях. Эффективность тренинга обеспечивается соответствием его содержания и форм реализации общенаучным и собственно-психологическим принципам и положениям.

Заключение. Делается вывод о том, что использование тренинга в образовательном процессе будет способствовать формированию и развитию психологической готовности личности курсантов к решению боевых задач в экстремальных условиях за счет развития системной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции на уровнях экзистенциальных установок, психологического и психофизического функционирования личности, обеспечивающих стойкое совладание, способность к адекватному принятию и реализации решений на основе имеющихся знаний и опыта.

Ключевые слова

саморегуляция, жизнестойкость, тренинг жизнестойкости, экстремальная ситуация, стрессоустойчивость, экзистенциальные установки, образовательная программа, профессиональная подготовка, курсанты

Основные положения

– зафиксировано противоречие между требованиями, предъявляемыми к личности специалиста в области пожарной безопасности, и содержанием психологической подготовки на этапе обучения курсантов в вузе;

– психологические установки и навыки, обеспечивающие индивидуальную системную способность личности к сложным и зрелым формам саморегуляции в экстремальных условиях деятельности, определены через понятие жизнестойкости;

– жизнестойкость операционализирована в терминах эмпирических характеристик уровня и качества саморегуляции на смысловом, когнитивном, эмоциональном, нервно-психическом уровнях функционирования личности курсантов;

– обоснована и разработана модель тренинга жизнестойкости как средства психологической подготовки курсантов к ведению боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

Цитировать публикацию

Леоненко, Н. О.  ТРЕНИНГ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Н. О. Леоненко, Е. Ю. Дмитриева, Е. И. Осташева, А. С. Давиденко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 259-278. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.75.52.018.

Библиографический список

1. Правдина Л. Р., Васильева О. С. Экстремальные и кризисные ситуации в контексте психологии здоровья [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № 3. С. 78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremalnye-i-krizisnye-situatsii-v-kontekste-psihologii-zdorovya (дата обращения: 11.10.2019).

2. Блеер А. Н. Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций. М. : Анита Пресс, 2006. – 380 с.

3. Смирнов Б. А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Xарьков : Изд-во «Гуманитарный Центр». 2007. – 276 с.

4. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник / под ред. И. В. Абакумовой, П. Н. Ермакова. М. : КРЕДО. 2013. – 352 с.

5. Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах : учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2001. – 431 с.

6. Гибель на пожарах: статистика, анализ и основные показатели / Клуб пожарных и спасателей «Fireman.club» : [сайт]. URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/gibel-na-pozharax/ (дата обращения: 11.10.2019).

7. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2008 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2008 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ : приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Леоненко Н. О. Смысловая регуляция в психологической структуре жизнестойкости студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С.149–154.

10. Тиллих П. Мужество быть. – М. : Модерн, 2014. – 240 с.

11. Rollo May. The Meaning of Anxiety [Электронный ресурс]. N.Y., Pocket Booksю 1977; Его же. Смысл тревоги / перевод М. И. Завалова и А. Ю. Сибуриной. М. : Независимая фирма «Класс», 2001; Его же. Смысл тревоги / терминологическая правка В. Данченко. Киев : PSYLIB, 2005. URL: http://psylib.org.ua/books/meyro02/index.htm (дата обращения: 11.10.2019).

12. Мэй Р. Открытие Бытия. М. : Институт Общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с.

13. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. СПб. : Речь, 2002. – 539 с.

 

14. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). – С. 121–130.

15. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. – 63 с.

16. Берг Т. Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток : Мор. гос. ун-т., 2005. – 63 с.

17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. – С. 36–38.

18. Леоненко Н.О., Панькова А. М. Этнопсихологические особенности и условия развития жизнестойкости студентов : учебное пособие. Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт». 2015. – 173 с.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл : Академия, 2004. – 352 с.

20. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред. О. Г. Газенко ; изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; редкол. : А. А. Баев (пред.) [и др.]; АН СССР. М. : Наука, 1990. – 494 с.